С чего все началось
– Вообще, если взглянуть на советские мотоциклы тех лет, то все они повторяют DKW RT 125, – объясняет Виталий. – Если кратко, то по репарациям после войны из Германии был вывезен завод DKW, который подарил СССР многие модели.
Например, в столице начались производить мотоцикл «М1А-Москва». У него была телескопическая вилка, а в системе зажигания обязательно нужен был аккумулятор – без него мотоцикл не завелся бы. Сразу после войны это была крайне дефицитная деталь!

В 1947 году на нашем велозаводе выпустили первый велосипед, а позже из Москвы перевезли оборудование, на котором производился мотоцикл М1А. Первая партия еще носила приставку «Москва», но затем все-таки появилась надпись «Минск» на бензобаке – нужно было качать свой бренд, выражаясь современным языком.
А вскоре белорусские инженеры и специалисты захотели развития. Но на то время развитие означало упрощение конструкции. Сложная в производстве телескопическая вилка уступила место рычажной конструкции. Систему зажигания сделали такой, что ей не нужен аккумулятор, и мотоцикл заводился в любую погоду – чего не скажешь, например, о «Восходе», который был довольно капризным.

Двигатель остался копией DKW, и в этом нет ничего стыдного – после войны многие страны и компании, включая Yamaha и Harley-Davidson, повторяли этот агрегат. Объяснялось это просто: мотор легкий в производстве! На то время это был почти идеал, который работал без проблем, а если что, его было легко починить.
Вот так и получился минский и надежный М1М. Его можно по праву считать первой моделью Минского мотовелозавода – это мотоцикл собственной конструкции, доработанный руками белорусов.

Почему минские мотоциклы стали «макаками»
Внешне мотоцикл похож на макаку, поэтому за ним и последующими моделями закрепилось такое прозвище. Сидение «лягушечного» типа – простое, без изысков, на двух пружинах. Сидишь на нем немножко в раскоряку. Из-за передней рычажной вилки создавался такой облик, будто мотоцикл был готов скакать по деревьям.

Но после войны асфальтированными были либо трассы, либо важные улицы в городах. Основная масса дорог – грунтовые. На них рычажная подвеска М1М зарекомендовала себя с худшей стороны – мотоцикл трясло, раскачивало, а болт в конструкции вилки нужно было постоянно поджимать. Поэтому на модели М103, которую выпустили следующей в 1961 году, стояла улучшенная телескопическая вилка.

Удивительно, но в моторе всего пять лошадиных сил и три передачи, но тянет на свои 125 «кубиков» он превосходно! Перед фестивалем «Кола часу» друг помог перебрать двигатель, потому что тот протекал: заменили подшипники, кольца. Мотоцикл до сих пор заводится и едет, и это поражает: технологии, по сути, 1930-х годов работают в XXI веке. Воздушного фильтра здесь нет, потому что пока мы его не смогли найти. Он в виде тарелки, сетчатый, пропитывается маслом.
Забавно, но некоторые дети, разбирающиеся в технике, помогающие крутить мотоциклы родителям, подбегали на выставках к М1М и удивленно рассматривали двигатель. Мол, тут что, две свечи зажигания? Но нет, это декомпрессор – очень архаичная вещь и наверное даже атавизм. Декомпрессор нужен, как это неудивительно, для снятия компрессии. Скажем, вы упустили момент, перекачали топливо подсосом – как говорят, «пересосали» – и залили свечу. Завести мотор будет сложно. А с помощью декомпрессора можно выпустить излишки топлива и продуть свечу.

Из нынешнего времени удивительно выглядят тормоза. По современным меркам барабанов тут просто нет – это какие-то два тоненьких блюдца. Тем не менее мотоцикл вполне себе тормозит для тех скоростей, на которые он рассчитан – 60–80 км/ч. Передний тормоз еще надо отрегулировать, но я им не пользовался бы. На «бедную» переднюю вилку и так большая нагрузка, а если еще и затормозить передним колесом, то точно в юз уйдешь и упадешь.

Еще обращу внимание на банку глушителя. Смотрите, тут будто бы «акулий плавник». Многие говорят, что он должен быть перевернут – мол, так лучше подходит стилю. На самом деле такому положению есть логическое объяснение. Когда выхлопные газы выходят из трубы, хвостовик отбрасывают их за колесо. А если банку перевернуть, то газы будут накидывать точно на него.

Где можно увидеть М1М
Наша цель на этот мотоцикл, чтобы он мог выступать на фестивалях, т.е. заводиться и ехать. Мы хотим показывать всем, что он такой есть, что такие модели выпускались. Кстати, 16 августа мы его представим в фотозоне на фестивале «Кола часу», который пройдет в загородном клубе «Фестивальный». Каждый желающий сможет присесть и сделать на М1М фотографию. Нам не жаль – мы хотим, чтобы он дарил радость.

Есть ли другие М1М в стране? Конечно, есть – их тоже можно будет увидеть на «Коле часу». На дорогах такие мотоциклы уже вряд ли встретишь. Это не Jawa, по которой теперь заново фанатеют, и то ее редко увидишь на дороге. А на таких М1М почти никто не ездит – только если на фестивали…
Источник: abw.byУвидеть этот М1М, а также другие редкие и старые мотоциклы вы сможете на фестивале «Кола часу». Он пройдет 16 августа 2025 года, с 10:00 до 17:00 в загородном клубе «Фестивальный» (30 км от МКАД, координаты: N54°00.025’ E27°01.119’). Программу фестиваля, а также стоимость билетов можно узнать на сайте.