Минск
Бренды
Акции
Услуги
  • Доставка
  • Ремонт и обслуживание
  • Сборка мототехники
Компания
  • О компании
  • Лицензии
  • Документы
  • Отзывы
Новости
Информация
  • Реквизиты
  • Магазины
  • Вакансии
Контакты
    +375 29 192-20-00
    +375 29 192-20-00Отдел продаж
    +375 29 192-20-00Оптовый отдел
    Заказать звонок
    E-mail
    info@amoto.by
    Адрес
    Беларусь, Минск, Старовиленский тракт 91
    Режим работы
    Режим работы: 9:30 - 18:00
    Заказать звонок
    ООО
    Каталог
    • Квадроциклы
      Квадроциклы
      • Детские
      • Подростковые
      • Взрослые
      • Полноприводные
      • Прицепы для квадроциклов
      • Электроквадроциклы
      • Еще
    • Мотоциклы
      Мотоциклы
      • Дорожные
      • Эндуро
      • Питбайки
      • Кроссбайки
      • Минибайки
      • Внедорожные
      • Электромотоциклы
      • Еще
    • Электротранспорт
      Электротранспорт
      • Электроквадроциклы
      • Электромотоциклы
      • Электроскейты
      • Электроролики
      • Электромобили
      • Электроскутера
      • Электротрициклы
      • Электровелосипеды
      • Электросамокаты
      • Моноколеса
      • Citycoco
      • Гироскутеры
      • Гольф-кары
      • Еще
    • Мопеды, скутеры
      Мопеды, скутеры
      • Мопеды
      • Скутера
      • Электроскутера
    • Мотовелосипеды
      Мотовелосипеды
    • Грузовой электротранспорт
      Грузовой электротранспорт
      • Грузовые электротрициклы
      • Платформенные тележки
      • Аксессуары для грузового электротранспорта
      • Аккумуляторы для грузового электротранспорта
    • Багги
      Багги
      • Детские
      • Взрослые
      • Электрические
    • Снегоход
      Снегоход
      • Снегоход
      • Мотобуксировщики (мотособаки)
    • Садовая техника
      Садовая техника
      • Техника для сада      
        • Газонокосилки
        • Ручной инструмент для стрижки, пиления и обрезки
        • Аэраторы/Скарификаторы
        • Техника для измельчения и уборки
      • Минитракторы
      • Мотоблоки
      • Адаптеры для мотоблоков
      • Аксессуары для сада
      • Культиваторы
      • Прицепы для мотоблоков
      • Навесное оборудование      
        • Минитракторы
        • Мотоблоки
      • Еще
    • Экипировка
      Экипировка
      • Мотошлема
      • Балаклавы
      • Мотокуртки
      • Футболка Джерси
      • Мотоочки
      • Мотозащита
      • Мотоперчатки
      • Еще
    • Запчасти
      Запчасти
      • Колеса для техники      
        • Детали для колёс
        • Диски
        • Камеры
        • Колёса в сборе
        • Шины
      • Аккумуляторы
      • Прокладки и ремкомплекты
      • Подшипники и сальники
      • Пластик, рама и сиденья
      • Выхлопная система и комплектующие
      • Карбюраторы и топливная система
      • Подвеска
      • Ручки и тросы
      • Цепи
      • Звезды
      • Тормоза
      • Электрика
      • Двигатели
      • Сцепление
      • Фильтра
      • Стартера
      • Прочее
      • Motoland
      • Еще
    • Технические жидкости
      Технические жидкости
      • Масла
      • Тормозная жидкость
      • Средства по уходу
      • Дополнительно
    • Велосипеды
      Велосипеды
      • Электровелосипеды
      • Городские
      • Горные
      • Складные
      • Женские
      • Детские
      • Фэтбайки
      • Велоприцепы
      • Еще
    • Лодки
      Лодки
      • Лодки
    •  Аксессуары
      Аксессуары
      • Велосипедные
      • Кофры
      • Рюкзаки и сумки
      • Туристические
      • Мотокомплекты
      • Наклейки
      • Чехлы
      • USB кабели
      • Еще
    • Канистры
      Канистры
      • Топливные
      • Для воды
      • Экспедиционные
      • Аксессуары
    • Самокаты
      Самокаты
      • Трюковые
      • Электросамокаты
    Каталог
    По всему сайту
    По каталогу
    Войти
    0 Сравнение
    0 Избранное
    0 Корзина
    Квадроциклы Мотоциклы Электротранспорт Мопеды, скутеры Грузовой электротранспорт Садовая техника Запчасти Масла Экипировка
    ООО
    Каталог
    Каталог
    По всему сайту
    По каталогу
    Войти
    0 Сравнение
    0 Избранное
    0 Корзина
    ООО
    Телефоны
    +375 29 192-20-00 Отдел продаж
    +375 29 192-20-00 Оптовый отдел
    Заказать звонок
    0
    0
    0
    ООО
    • Минск
      • Назад
      • Города
    • Кабинет
    • 0 Сравнение
    • 0 Избранное
    • 0 Корзина
    • +375 29 192-20-00 Отдел продаж
      • Назад
      • Телефоны
      • +375 29 192-20-00 Отдел продаж
      • +375 29 192-20-00 Оптовый отдел
      • Заказать звонок
    • info@amoto.by
    • Беларусь, Минск, Старовиленский тракт 91
    • Режим работы: 9:30 - 18:00
    Главная
    Статьи
    Новости
    Мотоцикл Великой Победы. Кобринец восстановил легендарный М-72 образца 1941 года

    Мотоцикл Великой Победы. Кобринец восстановил легендарный М-72 образца 1941 года

    Мотоцикл Великой Победы. Кобринец восстановил легендарный М-72 образца 1941 года

    Этот редкий экземпляр легендарного военного мотоцикла М-72 1941 года выпуска несколько дней ездил по улицам Гродно и удивлял всех прохожих. Ему бы в музее стоять, а он на ходу! Надо сказать, на уверенном ходу: для своих восьмидесяти с лишним лет советский байк чувствует себя бодро — ни разу не заглох и не задержал движение.


    Журналист av.by разыскала владельца раритетной техники — коллекционера из Кобрина, чтобы поближе познакомиться с советской мотолегендой и узнать историю её восстановления, на которое ушло больше десяти лет.

    Двигатель 1941 года — большая редкость!

    — Такого экземпляра нет даже в музее Великой Отечественной войны в Минске. А у меня кроме этого Жёлтого есть ещё восемь М-72! — с широкой улыбкой на лице начинает разговор коллекционер из Брестской области Василий, указывая на стоящий рядом мотоцикл песочно-жёлтого окраса с коляской, на которую для полной аутентичности водружён даже старый пулемёт времён ВОВ…

    Примерно в такой расцветке и такой комплектации эти мотоциклы в начале Великой Отечественной войны отправлялись на фронт. Имеются даже защитные чехлы с узкой щёлкой на фарах, помогавшие советским бойцам незаметно передвигаться по дорогам в ночное время. Оказалось, что М-72, по прозвищу Жёлтый, — гордость коллекции белоруса. И неспроста.

    — Посмотрите на двигатель — здесь стоит клеймо «ЗИС»! Это завод имени Сталина в Москве, там мотоциклы выпускались с июня по октябрь 1941 года, пока немцы не подошли вплотную к столице. Потом предприятие эвакуировали на Урал, в город Ирбит. С другой стороны мотора выбиты цифры 07 1941 и серийный номер 405. Всего на данном заводе создано 448 мотоциклов. То есть экземпляр очень редкий, — показывает «железного солдата» коллекционер, поясняя, что эта машина — из самой первой партии и первой отправилась на фронт.

    В годы войны было выпущено около 17 тысяч М-72. Первые несколько сотен, которые успели изготовить до эвакуации заводов на Урал, считаются самыми редкими и ценными для коллекционеров.

    Модель М-72 называют первым советским тяжёлым мотоциклом, в народе его окрестили «русским BMW». Серийный выпуск таких аппаратов начался в 1941 году. От немецких братьев их отличала более прочная рама, появились боковая коляска и вооружение. «Стальной конь» считался лёгкой бронетехникой советской армии и даже в послевоенное время использовался исключительно в военных целях.

    Массовое производство удалось наладить лишь в 1942-м. Прототипом для данного советского байка стал самый удачный армейский мотоцикл BMW R71. По сути, это был пример промышленного шпионажа. В СССР через Швецию доставили несколько немецких аппаратов, их разобрали на детали и винтики и с каждого сделали чертежи. Буква М в названии означает место производства — Москва, а цифра — номер поколения, следующего за R71.

    В итоге получился удачный прототип. Устройство не было технологически сложным, допускало массовое производство. Именно на М-72 советские конструкторы впервые применили оппозитное расположение цилиндров. Такая схема хорошо охлаждала мотор.

    На мотоциклах устанавливали двигатель мощностью 7 л. с. Боевая машина с коляской, тремя ездоками и пулемётом легко могла развивать скорость до 80—95 км/ч.

    Игрушки для больших

    — Как же вам удалось найти такой редкий экземпляр? Неужели целиком сохранился? — интересуюсь у собеседника.

    — Нет, конечно! Мне попался ржавый мотоцикл без коляски, сильно переделанный в советскую эпоху. На нём оказалось много неродных деталей. Например, передняя вилка стояла более современная, немало было переделок, — рассказывает Василий. 

    Идеей заполучить в собственный гараж самый первый советский тяжёлый мотоцикл — легендарный М-72 собеседник загорелся ещё в начале 1990-х.

    — В то время я выписывал журнал «Игрушки для больших», в нём впервые прочитал об этом байке, узнал его историю. Тема Великой Отечественной войны меня всегда интересовала. Стал изучать устройство таких мотоциклов, смотрел, в какой комплектации они выходили в разные годы. И вскоре принялся собирать детали. Находил их и в Беларуси, и в России. Во время всех поездок в любой город обязательно заглядывал на рынки, где торговали запчастями, спрашивал, брал телефоны, что-то даже на вторчермете находил, — делится воспоминаниями коллекционер.

    Мужчина уточняет: ему хотелось собрать мотоцикл именно в таком виде, в каком такая техника уходила на фронт в самом начале войны. Поэтому к поиску деталей подходил очень щепетильно. На это при неспешном темпе ушло около десяти лет. Одновременно изучал литературу, собирал информацию о том, как менялись модификации и внешний вид байка в разные годы. Потом понадобилось ещё лет пять, чтобы его собрать. В 2010-м, к 65-летию Победы, работа полностью завершилась.

    Именно жёлтый М-72 с мотором ЗИС 1941 года Василий реставрировал самым первым. Старую ржавую машину разобрал до винтика, что-то чистилось, что-то приходилось выбрасывать и заменять на оригинальные детали военных лет. «Железный солдат» процентов на 90 состоит из компонентов времён ВОВ.

    — Из неродного здесь только детали, быстро выходившие из строя. Например, выхлопные трубы. На их месте — точные копии! Их очень сложно сохранить. Я мог ошибиться с годом выпуска определённых элементов, потому что на многие не ставили клеймо с датой изготовления (в отличие от того, как на двигателе). И определить год производства можно только по форме или по мелочам. Резиновое седло — не оригинальное. Одно — времён войны (определил это по рисунку в ромбик), второе — послевоенное, — говорит коллекционер из Кобрина.

    Люлька мотоцикла приобреталась отдельно. На её реставрацию ушло примерно три года. Нашему герою она досталась в плохом состоянии, её пришлось долго отмывать от ржавчины. Крепления для пулемёта делались по фотографии. К люльке прикреплены полевая сумка и лопатка 1944 года, купленная на армейском складе.

     
    Ещё одна гордость коллекционера — пулемёт Дегтярёва 1927 года, который крепится на коляске.

    Мужчина признаётся: он собирал мотоцикл как любитель, допускает, что мог ошибиться в плане исторической достоверности. Поэтому просит не судить строго.

    Крыло для коляски, к примеру, отличается от стоявших на моделях 1941 года. Удалось найти вариацию 1942-го или 1943-го. По мнению коллекционера, указанный на спидометре пробег (4 600 км), скорее всего, отмотан. Спидометр неродной, на эти байки ставились одинаковые приборы, и его могли заменить прежние владельцы. На мотоцикле стоят пружинные амортизаторы, у них достаточно жёсткий ход. В гражданских модификациях более позднего времени устанавливали уже гидравлические амортизаторы.

    На вопрос, легко ли обслуживать байк эпохи ВОВ и не сильно ли он капризничает на дороге, коллекционер отвечает так:

    — Совершенно не капризный, очень надёжный! Здесь всё крайне просто, если знаешь, как он устроен, вовремя проверяешь, всё ли в порядке. Есть искра и бензин — обязательно поедет. Вот буквально сегодня, во время катаний по Гродно, отказала свеча, один цилиндр перестал работать, но мотоцикл нормально доехал на одном цилиндре, хотя в коляске был пассажир. Справился, не подвёл, — хвалит «солдата» владелец.

    М-72 — тоже ветеран, только железный!

    — Я вообще не очень люблю на этих мотоциклах ездить. Мне больше нравится на них смотреть. Глядишь и чувствуешь гордость, радость, — внезапно признаётся Василий, отмечая, что очень бережно относится к раритетной технике.

    Иногда от приглашений на тематические выставки и мероприятия приходится даже отказываться. К примеру, когда недавно коллекционера попросили предоставить несколько мотоциклов для участия в военном параде, он сказал решительное «нет».

    — Не могу чужим людям даже на время отдать свои байки... Это некорректная просьба! Даже на мероприятиях, где я сам присутствую, надо очень внимательно следить за техникой. Люди приходят, просят сфотографироваться, могут поцарапать, каской задеть что-то… Не знают, какая большая работа по восстановлению проделана! — поясняет белорус.

    Из Брестской области в Гродно коллекционер вёз мотоциклы на эвакуаторе. По улицам города они катались как участники передвижной выставки военных лет, которую организовал Русский дом в Гродно, за три дня намотали чуть менее ста километров. Не заглохли, не сломались и не требовали экстренной помощи.

    Вопрос о цене коллекции нашему собеседнику не очень понравился. Он объяснил, что никогда не ставил перед собой цели посчитать, сколько денег ушло на сборку мотоциклов, и определить их рыночную стоимость.

    — Обычно, когда кто-то приходит ко мне в гараж и спрашивает о цене или говорит, что хочет у меня купить мотоцикл, я с таким человеком быстро прощаюсь и прекращаю разговор. Никогда не считал, сколько отдал на реставрацию, сколько заплатил за детали. В 90-е они стоили, может, и не очень дорого, их было больше, проще найти. А сейчас их прайс — как у некоторых компонентов от Boeing, — говорит Василий.

    Всего в коллекции мужчины девять образцов модели М-72, есть также Harley-Davidson военных лет. И каждый экземпляр для него — не просто машина, а живая история.

    — Я всегда говорю, что эти мотоциклы многие годы были незаслуженно забыты, выброшены. Они — тоже ветераны той войны. Только железные. Они помогали передвигаться, воевать, спасали чьи-то жизни. Теперь я их постарался спасти. Не мог спокойно смотреть, как они ржавели под открытым небом, погибали или отправлялись на металлолом, — отмечает белорус.

    Большую часть времени мотоциклы проводят в гараже, только пару раз в году они выезжают в город. Иногда участвуют в исторических реконструкциях в Брестской крепости. Возможно, и 9 мая получится какую-то технику из коллекции белоруса там увидеть. Хотя и не факт: уж очень непубличный человек Василий из Кобрина.

    Источник: av.by

    Назад к списку
    • Все публикации 96
      • Новости 68
      • Обзоры товаров 11
      • Советы покупателям 17
    Подпишитесь на рассылку наших новостей и акций
    Подписаться
    Подписаться
    на новости и акции
    Интернет-магазин
    Каталог
    Акции
    Бренды
    Услуги
    Компания
    О компании
    Лицензии
    Документы
    Отзывы
    Информация
    Реквизиты
    Магазины
    Вакансии
    Помощь
    Условия оплаты
    Условия доставки
    Условия возврата
    Вопрос-ответ
    Обзоры
    Контакты
    +375 29 192-20-00
    +375 29 192-20-00Отдел продаж
    +375 29 192-20-00Оптовый отдел
    Заказать звонок
    E-mail
    info@amoto.by
    Адрес
    Беларусь, Минск, Старовиленский тракт 91
    Режим работы
    Режим работы: 9:30 - 18:00
    info@amoto.by
    Беларусь, Минск, Старовиленский тракт 91
    © 2025 Официальный дилер мототехники в Минске.
    ООО «МОТОЭНЕРГИЯ»
    В торговом реестре с 13 июня 2023,
    Свидетельство о гос. регистрации
    193692328 выдано Минским горисполкомом.
    Юр. адрес: 220053, Беларусь,
    г. Минск, Старовиленский тракт, 91.

    Конфиденциальность
    Оферта
    Главная Каталог 0 Корзина 0 Избранные Кабинет 0 Сравнение Акции Контакты Услуги Бренды Отзывы Компания Лицензии Документы Реквизиты Регион Поиск Блог Обзоры