К слову, у мотоциклистов даже есть свой профессиональный праздник - Всемирный день мотоциклиста. Идея отмечать его зародилась еще в 1992 году, когда 22 июля в нескольких странах одновременно люди поехали на работу на мотоциклах и скутерах вместо обычных авто. Этот праздник изначально даже так и назывался - Ride to Work Day, что в переводе с английского означает "на работу на мотоцикле". Вплоть до 2008 года он проводился в третью среду июля, а позже был перенесен на третий понедельник июня. Дату перенесли для того, чтобы у мотоциклистов по всему миру был наиболее благоприятный климат и как можно больше желающих смогли бы принять в празднике участие. А с прошлого года День мотоциклиста было решено отмечать во второй вторник июня. В этом году это 10 июня. Проведением праздника организаторы заявляют о правах мотоциклистов, не ущемляя при этом права других участников движения. Сюда они относят то, что такие водители уменьшают риск возникновения пробок, не требуют много места для парковки и потребляют мало топлива. Последнее благоприятно сказывается на окружающей среде.
К безопасности на дорогах через мотоджимхану
46-летний Максим Роговой впервые сел за руль мотоцикла меньше десяти лет назад - в 2017 году. "Увлечение началось, можно сказать, случайно. Это не было моей мечтой. Но прежде чем это сделать, я учился ездить на мотоцикле и получил водительское удостоверение соответствующей категории. Купил тогда и мотоцикл себе сразу. А через три недели решил, что, наверное, зря я это сделал. Меня не впечатлило, я не понял, почему людям так нравится ездить на мотоцикле, - смеется мужчина. - Это опасное средство передвижения, и мне показалось, что на машине проще, лучше, легче ездить".

Тогда же, в 2017 году, мужчина дошел и до своей первой победы - занял третье место на соревнованиях. "Это был мой первый сезон. Соревнования в конце сезона были в Барановичах. Меня это тогда сильно простимулировало, и вот до сих пор варюсь во всем этом, развиваюсь и делаю все возможное для развития дисциплины", - говорит Максим Роговой.
А потом он попал на открытую тренировку по мотоджимхане. "И уже после второй меня как будто осенило: все, это мое. Мне очень понравилось это направление, и буквально за один сезон я доехал уже до международных соревнований, - отметил Максим Роговой. - Мы пропагандируем мотоджимхану как быструю и безопасную прокачку навыков езды на мотоцикле. Довольно безопасная, потому что скорости у нас не мегабольшие. Да и эта дисциплина очень полезна для движения в городе: постоянное маневрирование, повороты, торможение, разгоны. Эти навыки практикуются на площадке, что тоже безопасно, потому что вокруг нет машин и пешеходов. Человек после этого более подготовленным может ездить по дороге в городе".
Сейчас он является председателем комитета мотоджимханы Белорусской федерации мотоциклетных видов спорта.

Если говорить проще, то мотоджимхана - это фигурное маневрирование: прохождение трассы с объездом препятствий, выполнение поворотов и разворотов малого радиуса в ограниченном пространстве на время.
По словам спортсмена, направление "фигурное вождение" в мотоспорте зародилось давно, а вот дисциплина "мотоджимхана" появилась позже - в 1970-х годах в Японии. И тогда она стала очень популярна среди мотоциклистов, быстро распространилась и в других странах, потому что каждый стремился довести свою технику вождения до идеала. "В Беларуси дисциплина начала активно развиваться с 2015 года. Ребята собирались, катались, а официальным видом спорта мотоджимхана стала только в 2023 году", - добавил спортсмен.
Максим Роговой в мотоспорте с 2017 года, и за это время у него были разные результаты. Но он убежден, что больше всего заряжает на новые цели именно победа, с которой связаны самые непередаваемые эмоции.
"У каждого свои пути. Кто-то это делает ради удовольствия, просто участия. Профессиональные спортсмены, конечно же, уже "рубятся" за медаль. Я тоже иду за победой. Сложно не стремиться к ней, если хотя бы раз попробовал ее на вкус. Сильные эмоции удовольствия и гордости за себя, что показал высокий уровень, охватывают каждый раз. И всегда хочется снова это ощутить", - говорит Максим Роговой.

Подготовка к соревнованиям не представляет собой каких-то секретов, поэтому спортсмен немного рассказал, как проходят его тренировки. "Мы готовим трассу. Есть разные стандартные фигуры, которые весь мир ездит. Вот мы ее расставляем, проезжаем на время, выполняя элементы. Удобно еще записать на видео, чтобы видеть, были допущены ошибки или нет. Еще видео можно загрузить на сайт и следить за своим уровнем даже в общемировом масштабе, - отметил спортсмен. - Это такие онлайн-соревнования. Не всегда есть возможность поехать в другую страну, а так, находясь дома, можно принять участие в международных состязаниях. То есть у нас постоянно идет привязка к мировым показателям".
Личных фишек и секретов у Максима Рогового нет. Принимая участие в соревнованиях, он еще и выступает на различных сборах, где мотоспортсмены делятся своими фишками друг с другом. "Это даже не секреты, а просто наработанная за годы техника управления. Постоянно делимся опытом", - добавил он.
В мотоджимхане, как и в любом другом виде спорта, участники порой совершают ошибки. Максим Роговой говорит, что обычно это какие-то мелкие недочеты. "Как правило, почти все ошибки, совершаемые на соревновательной трассе, - это недоработки на тренировках. Чтобы избежать их, нужно кататься, потому что трасса, ее покрытие бывают разными, погодные условия меняются постоянно. Если кто-то не ездил в дождь, то сразу зажимается, а это влияет на езду", - поделился он.

На соревновательной трассе случаются как победы, так и проигрыши, но ничто за восемь лет не смогло зародить сомнения в том, что, может, пора заняться чем-то другим. Максим Роговой по-прежнему хочет ездить и развивать полюбившееся ему направление в мотоспорте. "Хочется и дальше развивать, улучшать. Вот в этом году у нас более 60 юниоров принимают участие в соревнованиях. Для сравнения: в 2020 году их было 12. В Беларуси открылось много кружков, куда подключаются ребята, занимаются там", - подчеркнул он.
В среднем заниматься мотоспортом приходят ребята с 12-летнего возраста, но есть в мотоджимхане и юные дарования, которым стукнуло только 9 лет. "Сейчас мотоциклетное движение активно развивается. Многие родители сами приводят детей на кружки, даже мамы - дочек", - улыбается Максим Роговой.
"Хочется, чтобы уровень наших соревнований, самой мотоджимханы, да и в целом мотоциклистов вырос. Это можно сделать за счет большего количества кружков по всей стране и людей, занимающихся там. Это повысит и уровень безопасности на дорогах общего пользования", - уверен Максим Роговой.
Обычная езда на мотоцикле больше не интересна
36-летний житель Барановичей Артем Кунцевич в мотоспорте уже 25 лет. Любовь к мотоциклам началась еще в детстве с различных мопедов, потом классические и сегодня для молодых парней ИЖи и Явы.

"Помню, когда мне было только четыре года, папа посадил на мопед и катал по деревне. Еще даже не доставал ногами до педалей и подножек, - вспоминает Артем Кунцевич. - Потом, уже будучи школьником, за хорошую учебу получил от отца в подарок ИЖ. В профессиональный спорт попал в 11-летнем возрасте, когда побывал в Барановичах на соревнованиях по мотокроссу. Увидел, загорелся и начал отца просить купить мотоцикл".
Спортсмен поделился, что им тогда помог его первый тренер Максим Василец, который отдал ему юношеский, детский мотоцикл Yamaha. "Очень долго занимался мотокроссом, а в 2016 году попробовал себя в эндуро. Посмотрел, что неплохо получается, и последние годы активно занимаюсь именно этой дисциплиной, а мотокросс оставил больше для поддержания формы", - отметил спортсмен.
Эндуро - это дисциплина мотоспорта, предназначенная для езды по пересеченной местности и преодоления сложных препятствий. Основная ее особенность заключается в том, чтобы выдерживать длительное движение по бездорожью, что требует от мотоцикла надежности и прочности, а от спортсмена - выносливости.

Артем Кунцевич поделился, что на одном из последних состязаний участники преодолевали трассу на протяжении 7-9 часов. "Соревнования длились три дня, и каждый день в среднем приходилось по восемь часов. Конечно, это все трудно выдержать. Сумасшедшая потеря веса, жидкости, что приводит к обезвоживанию, иногда доходит до судорог. Тем не менее после таких нагрузок как будто перерождаешься, - отмечает мужчина. - Для меня важен спорт, физические нагрузки, а в эндуро я максимально это получаю. Еще и адреналин зашкаливает".
"Я один из немногих гонщиков эндуро, который родился на равнине. У меня нет изначальных навыков езды по сложным дорогам. Но на соревнованиях борюсь наравне с ребятами, которые выросли в горах. Да и сами гонки в основном проходят в горной местности. Однако я смог адаптироваться, приспособился и развиваюсь. Выезжаю на различные соревнования за пределами Беларуси, часто бываю в Геленджике на тренировках. У нас тренируюсь на Красносельских меловых карьерах, где проходит один из этапов чемпионата Беларуси по эндуро. Там можно покататься, привыкнуть к рельефу, уклонам и спускам. Однажды потренировался на карьере в Микашевичах", - рассказал спортсмен.

Артем Кунцевич поделился, что сейчас мотоцикл в его жизни - это больше про спорт, в обычной жизни он на нем не передвигается. Для него теперь езда на мотоцикле по дорогам общего пользования неинтересна и опасна. "По правилам дорожного движения любой мотоциклист должен двигаться по городу с разрешенной для всех максимальной скоростью. И для современных байков это чуть ли не равно стоять на месте, нет и возможности использовать весь потенциал транспорта. А превышать уже небезопасно. Вот поэтому я и предпочитаю спортивные трассы. В Минске есть та же Боровая, где можно покататься, не подвергая никого опасности. В эндуро - это любые поля и леса. А на дороге нужно вести себя правильно", - улыбается мужчина.
"У меня вся жизнь сложилась вокруг мотоциклетной темы. Помимо того, что я сам гонщик, еще и тренирую ребят в мотоспорте, участвую в различных фестивалях и праздниках, где можно выступить как мотошоумен, что ли. Например, прыгать через грузовик на мотоцикле, - отметил Артем Кунцевич. - Кроме того, у меня есть свой магазин по продаже мотозапчастей".

Артем Кунцевич является членом национальной команды Республики Беларусь по мотоспорту.
К слову, для занятия мотоспортом наличие водительских прав категории А необязательно. Главное - потом получить лицензию, чтобы участвовать в соревнованиях.
Кстати, первый мотоцикл запатентовал немецкий изобретатель Готтлиб Даймлер в 1885 году, и в этом году отмечается его 140-летие. Создавал его Даймлер с еще одним немецким инженером Вильгельмом Майбахом, впоследствии они основали знаменитые автомобильные марки. Но в серийное производство тогда мотоциклы не пошли. Вместо этого фирмы продавали двигатели, которые предлагалось устанавливать на велосипеды. Первый фабричный мотоцикл для продажи произвела компания Hildebrand&Wolfmuller в конце XIX века. Он же и стал первым мотоциклом, который привезли в Россию. Уже тогда считали, что это реальный способ избавить города от тысяч конских повозок, которые занимали много места. Первый же советский мотоцикл Л-300 был разработан и вышел в серию на заводе "Красный Октябрь", преемником которого спустя годы стало АО "ОДК-Климов". Л-300 стал по-своему легендарен - он проехал по дорогам Великой Отечественной, открыл для многих мотоспорт, участвовал в рекордных заездах. "Октябрят", как часто называют Л-300, до нашего времени осталось немного - один сохранен для истории и является экспонатом музея "ОДК-Климов".
Фото из личных архивов Максима Рогового и Артема Кунцевича
Источник: belta.by