Подвеска – один из самых главных компонентов любого мотоцикла, без которого он не сможет существовать. У каждого класса и у каждой модели мотоциклов подвеска настроена совершенно по-разному. Отличается ход подвески, её настройки и многое другое. Многие мотоциклисты уверены – чем больше показатель хода подвески, тем комфортнее будет ехать по неровной дороге. Стоит разобраться с этим утверждением и понять, как же вообще работает подвеска.
Подвеска – это…
Подвеска в классической компоновке мотоцикла состоит из, так называемой, «вилки» спереди и амортизатора сзади. Подвеска задействует и другие элементы конструкции байка, но основные функции выполняют только эти два элемента.
Итак, подвеска может работать на сжатие или на отбой. Чтобы мотоцикл смог идеально «отработать» яму на дороге, ход подвески на отбой должен быть больше глубины этой самой ямы. Если ход подвески на сжатие больше, чем высота кочки на дороге, то мотоцикл также может «отработать» эту кочку и продолжить движение.
Однако стоит понимать, что идеально «отработать» неровность невозможно. Всё дело в том, что для этого колесо мотоцикла должно весить ровно 0. В этом случае его кинетическая энергия при контакте с неровностью будет также равна нулю, поэтому оно не потеряет контакта с ней. Однако в реальности колесо после достижения вершины кочки так и норовит продолжить двигаться по той же траектории вверх. Из этого исходит вывод, что для наиболее комфортного прохождения неровностей нужно довести до минимума кинетическую энергию колеса.
Когда работает подвеска?
Многие замечали, что при проезде небольших кочек на маленькой скорости подвеска практически не двигается, а байк легко преодолевает препятствия. Всё дело в том, что у подвески есть определённый порог жёсткости, т.е. воздействия на неё внешних сил. Если же этот порог не достигается кинетической энергией колеса, то подвеска попросту не работает. Для грамотной работы подвески важна форма неровности. Не высота, а именно форма. Маленькие и более острые неровности подвеске даются труднее больших и скруглённых.
Пружина – что это?
Пружина – компонент подвески, благодаря которому байк может преодолевать неровности. Всё дело в том, что для перемещения колеса вверх и вниз ему нужна некая подвижная часть, в качестве которой и выступает пружина. Она обладает определённой жёсткостью, а ставится на мотоцикл с дополнительным сжатием – преднатягом. Это сделано для того, чтобы компенсировать вес самого байка, мотоциклиста и дополнительного груза.
Пружины на разных моделях мотоциклов отличаются своей жёсткостью. Например, на быстрые спортбайки устанавливаются более жёсткие пружины, которые позволяют быстрее минимизировать кинетическую энергию колеса. На городские и более медленные мотоциклы устанавливаются мягкие пружины, чтобы повысить комфорт при прохождении неровностей на невысокой скорости.
Амортизаторы
Амортизаторы в свою очередь созданы для того, чтобы уменьшать колебания пружины и преобразовывать её энергию в тепло. Сам амортизатор представляет собой небольшой цилиндр, внутри которого находятся масло и поршень. Именно он перемещается по этому самому цилиндру. В поршне находится небольшое отверстие, через которое проходит масло, тем самым замедляя его движение и нагреваясь до определённой температуры.
Стоит сказать, что вся конструкция подвески, включая амортизаторы и пружины, настраивается в зависимости от класса мотоциклов. Например, пружины и амортизаторы дорожных мотоциклов легко настраиваются для использования, поскольку их предназначение предсказуемо. Однако подвески тех мотоциклов, которые призваны в буквальном смысле прыгать по неровностям, невозможно настроить. В их конструкции используются более дорогие компоненты, поскольку амортизаторам необходимо поглощать неровности и прыжки таким образом, чтобы не допустить пробитие подвески. При использовании обычных подвесок в такой ситуации можно столкнуться с гидравлической блокировкой. Она достигается слишком большой скоростью поршня внутри амортизатора, из-за которой растёт его сопротивление. При достижении слишком больших значений сопротивление поршня приведёт к тому, что подвеска перестанет сжиматься.
Выводы
Итак, теперь стоит ответить на поставленный в начале вопрос: влияет ли ход подвески на комфорт при передвижении по неровным дорогам? Вовсе нет. Для разных условий больше подойдут разные подвески и их настройки, однако даже на самом некачественном асфальте мотоциклисту будет некомфортно при длинноходных или внедорожных подвесках. Из-за своей жёсткости они станут настоящим адом для водителя, ведь рассчитаны на другие условия. Короткоходные асфальтовые подвески, наоборот, не подойдут из-за своей мягкости, так как созданы для ровных дорог.
Лучше всего на неровном асфальте проявят себя подвески с ходом около пятнадцати сантиметров, однако этот параметр не универсален. Каждый мотоциклист непосредственно влияет на поведение своего мотоцикла, а потому никакие цифры не могут быть едиными для всех. Стоит понимать, что нет ничего идеального, а на комфорт при езде влияет далеко не значение хода подвески, а совокупность факторов работы всех её компонентов.
Источник: universalmotors